pegasoff: (Default)
pegasoff ([personal profile] pegasoff) wrote2009-03-02 10:12 am

Земля без авторского права

Интернет породил массовое пренебрежение авторским правом. Всё можно скачать из Паутины бесплатно: книгу, фильм, игру, музыкальный альбом, программное обеспечение, свежий номер журнала и т.п. Пиратские фильмы, музыка, игры продавались на контрафактных носителях и до интернета, но для пользователя такие продукты не были бесплатными. А полная халява, предложенная интернетом, превратила пиратство в кошмар правообладателя. С сетевым пиратством пытаются бороться юридическими-силовыми методами, но это чуть менее эффективно, чем транспортировка жидкостей в решете.

Всё идет к тому, что принципы защиты авторского права изменятся. В интернете можно будет легально взять любой продукт творчества, вне зависимости от того, хотел ли автор сделать его общественным достоянием. Как следствие, изменятся принципы оплаты авторского труда и способы заработка на распространении произведений.

Литература некогда возникла у шумеров и египтян. Три тысячелетия человечество обходилось без авторского права, и только последние двести лет можно назвать столетиями, когда действовал копирайт. Отсутствие правовой защиты не помешало Чосеру, Рабле и Эразму Роттердамскому создать хрестоматийные произведения мировой литературы. Петроний, Авиценна и Афанасий Никитин никогда не видели гонораров.



В России первым известным литератором, который мог бы кормить семью только писательством, стал Александр Пушкин, и было это меньше, чем 200 лет назад. Но вы вспомните, как много писал Пушкин! Михаил Загоскин, автор самого тиражного романа того периода («Юрия Милославского» читала даже жена гоголевского городничего), служил театральным чиновником - одних гонораров ему не хватало. Наверное, можно утверждать, что все литераторы до Пушкина жили не с гонораров. Ближе всего к «профессиональному писательству» подошли драматурги: Шекспира и Мольера содержали театры, где ставились их пьесы. В общем, литературная работа, как правило, не приносила барышей, но это не останавливало авторов.

За 200 лет люди привыкли, что авторский труд оплачивается. Некоторые начинающие писатели, радующиеся одноразовым «авансам», не подозревают, что в мировой практике давно утвердилось понятие «роялти» (авторские отчисления). Писатель получает фиксированный процент от стоимости экземпляра книги, и чем выше тираж, тем больше денег он зарабатывает. Феномен Джоан Ролинг, первого человека, при жизни заработавшего миллиард долларов на отчислениях за публикации и использование своих литературных произведений, стал возможен только в XXI веке. Только XX век гарантировал деньги двум поколениям авторских наследников. Одни из самых богатых - наследники Толкина - сделали состояние всего на двух завершенных произведениях Профессора.

Свобода воспроизведения, открытая интернетом, ударит в первую очередь по издателям. Сейчас издатель (иначе называемый кинодистрибьютором, музыкальным лейблом и т.д.) зарабатывает в основном на потребителе, продавая ему копию творческой работы. Теперь издателям придется искать иные формы заработка.

Самое простое решение - пусть потребитель платит за факт потребления, а не за копию продукта. В некоторых сегментах индустрии развлечений это уже внедрено. Кинопрокатчик берет деньги за билет на киносеанс, издатель онлайновых игр - за время, проведенное потребителем в игре. Музыканты зарабатывают концертами. Но можно ли придумать подобный способ для писателей и книгоиздателей?

Сложное, но более перспективное решение - зарабатывать не на потребителе. Еще 50 лет назад такой вариант казался невозможным. А ныне - значительная часть печатной и вся онлайновая пресса, все телеканалы и радиостанции живут с рекламы, а не за счет потребителя. Не платит зритель и за просмотр сериалов: их финансируют телеканалы. Первые шаги сделаны в кино и играх (продакт-плейсмент и прямая реклама), но шаги робкие - потребитель пока платит куда серьезнее, чем рекламодатель. Появился продакт-плейсмент и в литературе. Одна из его форм - новомодные беллетризации игр. Игровые компании готовы финансировать написание и издание книг по мотивам их продукции, потому что книги должны привлечь в игры новую аудиторию. Приходит в голову и такая возможность: писатель, добившийся популярности, переквалифицируется в «звезду» и начинает вести телепередачу или нахваливать йогурт.

Писатель, видимо, не сможет так же легко получать гонорары, как сегодня. Но остановится ли развитие литературы? Едва ли. Интернет породил огромное количество авторов, которых не интересуют не только гонорары, но даже факт публикации на бумаге. У нас будет другая литература, другие направления и жанры станут популярными. Возможно, коммерческой макулатуры станет меньше, возможно, наоборот. Писать станут лучше или больше? Мне кажется, вырастет число тех, кто пишет, потому что не может не писать.

Готовых рецептов я не предлагаю, я рисую векторы - куда двинется Земля без авторского права. Возможно, движение начнется не завтра, потому что остаются читатели, которые предпочитают бумажный экземпляр книги или журнала, а не бесплатный электронный. Вопросы можно задавать десятками. Например, кто будет финансировать фильм или игру, если известно, что они сразу окажутся в бесплатном доступе? Если рекламодатель, то скажется ли это на величине бюджета и контроле качества?

Кстати, уже сейчас есть виды творчества, к которым не применяются базовые принципы копирайта. Например, изобразительное искусство. Художник не получает процента с билетов в музей, где выставлены его полотна. И как-то подозрительно тихо в стане защитников копирайта: права художников, похоже, никого не интересуют, в том числе самих живописцев.

В современных принципах копирайта есть перегибы, о которых редко упоминают. Вы в курсе, что за пределами СНГ непросто купить мультики Хитрука о Винни-Пухе? Правом на экранизацию произведения Милна обладает Walt Disney, а потому советские мультики считаются пиратскими. И никто не снимет экранизацию «Гарри Поттера» или «Хоббита», кроме Warner Brothers: у этой компании исключительные права. Хотите увидеть аниме про Хогвартс или другое, неджексоновское Средиземье? Не дождетесь.

В спорах копирайтеров с копилефтерами я не участвую. Это не мои партии, и эта заметка не о пользе или опасности авторского права. Если вдруг вы заподозрили во мне противника копирайта, вспомните, что я занимаюсь издательской деятельностью, а издатель вряд ли заинтересован в отмене авторского права.

Re: Земля без авторского лева

[identity profile] pegasoff.livejournal.com 2009-03-03 07:51 am (UTC)(link)
Рекламные клики - это по-прежнему деньги за счет рекламы, то есть то, что я уже предложил в исходном постинге. Патологическое жлобство ни при чем: если можно получить бесплатно, при этом не нарушив морально-нравственных норм, то есть не украв (ведь никто не теряет книгу, когда ее скачивают из сети), то все будут получать бесплатно.

Re: Земля без авторского лева

[identity profile] pegasoff.livejournal.com 2009-03-03 07:53 am (UTC)(link)
Важный вопрос заключается в том, писал бы писатель X книги, если бы они категорически не продавались. Ну то есть совсем.
Это раньше мерилом популярности книги была продаваемость. Теперь сколько раз скачали - можно узнать прямо из интернета (раз качали, значит, хотя бы пробовали прочесть). И нередко материалы, широко популярные в сети, уже потом издают как книгу.

[identity profile] lawerta.livejournal.com 2009-03-03 08:11 am (UTC)(link)
Нет, там все веселее (особенно если углубиться в комментарии и ссылки). Права на Винни-Пуха в свое время приобрел издатель, потом сдал их Дисней Компани в аренду с отчислениями роялти. Затем срок аренды прав продлили, но, как считает издатель (его правопреемники), роялти должны пропорционально расти. И все эти судебные дрязги совершенно заглушают тихие процессы правопреемника самого автора - его внучки, которая вот уже бог знает сколько лет пытается вернуть эти самые права. Т.е., в результате всех перипетий и перепродаж как раз право автора ценится меньше всего.

[identity profile] pegasoff.livejournal.com 2009-03-03 08:20 am (UTC)(link)
Честно говоря, я внучке ни разу не сочувствую. Права, которые остаются супруг(е,у) и детям - это понятно и отторжения у меня не вызывает. А вот права для третьего поколения и далее - изобретение XX века, рента для дальних родственников.

[identity profile] lawerta.livejournal.com 2009-03-03 10:47 am (UTC)(link)
Ну, это, на самом деле, зависит от личностей оных внуков. Некоторые ставят дедовы (бабушкины) труды настолько высоко, что собирают о них научные материалы, готовят выставки, организуют юбилейные чтения, составляют библиографии, пишут свои труды. Некоторые именно из-за славы предка пытаются ее превзойти упорным трудом - и достигают успехов. А некоторые просто хотят получать денежки.
Так что все познается в обстоятельствах.

[identity profile] loony-leo.livejournal.com 2009-03-03 10:52 am (UTC)(link)
Как бы не получилось так, что читать люди разучатся. Что им просто не интересно будет это делать.

[identity profile] pegasoff.livejournal.com 2009-03-03 11:03 am (UTC)(link)
Некоторые сыновья дописывают романы за своих отцов. :)

[identity profile] pegasoff.livejournal.com 2009-03-03 11:04 am (UTC)(link)
А есть примеры того, что человечество разучилось что-то делать, однажды научившись?

[identity profile] loony-leo.livejournal.com 2009-03-03 11:25 am (UTC)(link)
Ну ты меня прямо пригвоздил своим вопросом. :)
Я имел в виду не буквально то, что люди разучатся читать, а то, что им вломы это будет делать.
Приведу такой пример. Люди реально всё меньше и меньше пишут рукой. Даже банально открытку людям подписывать не охота. Поэтому появляются открытки с готовыми текстами. Культура письма вообще с появлением электронной почты практически утрачена.
Сам можешь сравнить ценность письма полученного по электронке и написанного от руки. Для меня лично (говорю только про себя) ценность написанного от руки выше, гораздо выше напечатанного. С исчезновением писем и открыток написанных от руки мы теряем какой-то очаровательный мир взаимоотношений. То же можно сказать и о рукописях книг. Их уже реально не существует. Есть только килобайты печатных букв, через которые ты автора не увидишь. Ведь так? А ведь что такое рукопись книги... на почеркушки Пушкина очень интересно смотреть. Мне опять же.

Занесло меня. Но всё-таки тенденция к тому что людям вломы напрягаться (а чтение всё-таки это напряжение извилин) есть и рано или поздно это отразится на количестве желающих читать. По сегодняшним детям это очень хорошо заметно. Им всё меньше и меньше хочется читать. Буквально заставлять приходится. :( Потому что альтернатив больше и альтернативы не заставляют напрягать мозги. А человек всё-таки существо ленивое. Вот.



[identity profile] pegasoff.livejournal.com 2009-03-03 12:43 pm (UTC)(link)
Люди не разучились писать, просто писать стали на клваиатуре. И читать не разучатся.

[identity profile] loony-leo.livejournal.com 2009-03-03 01:01 pm (UTC)(link)
Будем надеяться

[identity profile] zaharov.livejournal.com 2009-03-04 06:16 am (UTC)(link)
Я же написал: ГЛАВНОЕ - БЫТЬ ТАЛАНТЛИВЫМ ПИСАТЕЛЕМ!

[identity profile] zaharov.livejournal.com 2009-03-04 06:20 am (UTC)(link)
Вроде, он выложил на свой сайт первую часть романа и пообещал написать вторую, если каждый третий, скачавший текст с его сайта, заплатит ему доллар.

[identity profile] fxigr.livejournal.com 2009-03-04 07:02 am (UTC)(link)
Я думаю, всем пока выгодно не обращать внимание на проблему торрентов. Она, кстати, пока не настолько и актуальная. Не так много людей ими пользуются. А с развитием сетевых сервисов будет еще меньше. Тут я согласен с Валв - пользователи торрентов, это люди не дополучившие сервис. Ну, или те, у кого нет денег - с них их все равно не взять. В моем случае первое. Я с радостью платил бы за айтюнс и смотрел бы фильмы на эпплТВ, чем качал бы их с торрентов. Вернее, я так и делаю, когда есть возможность купить карту без геморроя. Это удобнее и не так дорого. Вообще, с исключением магазинов из бизнес-схемы, цены на контент должны падать, чего сейчас не происходит. Пускай делают нормальные сервисы с низкими ценами - народ потянется еще больше. С книгами тоже самое - пускай делают удобные сервисы с вменяемыми ценами. Если книгу можно без проблем купить на телефоне, без дополнительного геморра - думаю, будет счастье всем.

[identity profile] pegasoff.livejournal.com 2009-03-04 07:35 am (UTC)(link)
Да, это тоже важный момент. Интернет-халява тянет за собой снижение цен на легальные продукты.

По поводу торрентов. Сейчас они геморрой, без пол-литры не разберешься и блондинки ими не пользуются, ок. Но может торренты тоже не стоят на месте, и через годик-два пользоваться ими станет проще, чем ай-тьюнсами? Тогда, наверное, мы услышим вопли и стоны всей издательско-дистрибуторской индустрии?

[identity profile] fxigr.livejournal.com 2009-03-04 07:45 am (UTC)(link)
Ну, вот если появится приблуда на манер эпплТв, которую можно подрубить к телевизору - да, будет интересно ) Но все равно, за бесплатно качества не бывает. На эпплТВ, если у тебя хороший канал, нажал и сразу смотришь. А тут, пока раздачи осуществляют сами пользователи, будет гемор обязательно. Короче, цивилизованному человеку проще отдать деньги за качественный сервис. А пиратством занимаются дети и они стимулируют рост качества сервиса.
Даже нас возьми - вот такое письмо недавно получили:

Здравствуйте, редакторы Видеомании! Как говориться , давно хотел Вам написать, но не мог решить , стоит ли. Но последняя виденная мной Видеомания подвигла на написание этого мэседжа. Это была "Новогодняя видеомания". В ваших расказах об истории Видеомании говорилось, что проект был, по-началу, не однозначен. Так вот, лично я, только "Видео манию" и смотрю. Скажу честно, я пират! Сначала я покупал другие комп. издания а мой товарищ покупал Ваш журнал и мы обменивались.Возможно это не очень честно, но деньги всетаки были плочены. Сейчас ему Ваш журнал покупать дорого и я вынужден его качать на торрентах (думаю для Вас это не новость, что его там можно без проблем скачать) У меня предложение : сделайте бесплатный доступ к прошлым видео материалам или через оплату интернет деньгами (Web-money или Яндекс-деньги или как либо)или другим способом, если это возможно. Безмерно уважаю ваш журнал, есть средства чтобы его оплатить, но я , лично , в принципе не читаю бумажные издания. Видеомания мой , личный выбор. Приятно, когда человек говорит свое мнение об игре, и я, лично, склонен ему верить.!!! Считаю, что бумага и типичные способы подачи материала изжили себя. Лично я бумагу вообще не читаю (книги - только PDA(ибо ИМХО - удобно, документы PDF, личную библиотеку отдал в дар) Если будут вопросы, хорошо , пообщаемся.
Edited 2009-03-04 07:45 (UTC)

[identity profile] pegasoff.livejournal.com 2009-03-04 08:05 am (UTC)(link)
Цивилизованному а.к.а. «успешному» проще отдать деньги. Но мир состоит все же на 90 с лишним % из людей, которые всегда пройдут бесплатно, если можно не брать билет.

Про то, что бумага изживет себя - так не в ближайшее время. Но если видео можно будет через сеть продавать напрямую, а не как приложение к бумаге в ларьке, то это будет прорыв для нашей маленькой индустрии.

[identity profile] nebukadressar.livejournal.com 2009-03-04 08:25 pm (UTC)(link)
Недавно прочел заметку в солидной центральной газете, что индусы хотят запатентовать йогу..все кто дышит по йоге, использует позы йоги и т.п. должны платить :)

там же была шутка, что скоро они и Камасутру запатентуют :)

[identity profile] alan-kubatiev.livejournal.com 2009-05-29 09:42 am (UTC)(link)
Большинству нынешних читателей нравятся именно дерьмовые тексты.

SurfEarner-пассивный доход каждый день

(Anonymous) 2017-04-01 07:02 am (UTC)(link)
[img]https://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=a550aaf4b43cc85ece66dabfb48ff7ae-l&n=13[/img]

Здравствуйте!
Хочу предоставить довольно необычный способ получение дохода.
Просто установив безопасное расширение на соем браузере
Получайте пассивный доход зарабатывая денежные средства на своем браузере.
Достаточно установить плагин расширение которое абсолютно не будет вам мешать.
Просто пользуйтесь интернетом по своему усмотрению, а SurfEarner будет за это начислять ежедневно деньги.
Конечно суммы очень маленькие , но с ростом рейтинга пассивный заработок будет постепенно увеличиваться.
Но главное эти деньги начисляются без вашего участия.
Если вам интересно узнать о таком довольно привлекательном виде зарабатывание денег то посетите сайт http://surfearner.me/158596 , где получите более подробную информацию

Page 3 of 3