pegasoff: (витязь)
pegasoff ([personal profile] pegasoff) wrote2009-06-02 02:08 pm
Entry tags:

О детской военной истории

За свои 1100 лет существования повоевать Россия успела много, со вкусом и не всегда с однозначными результатами. Историки сохранят всё, до чего докопаются, а вот простые люди запомнят лишь то, что им популярно расскажут. Знания о том, как и с кем воевала Родина, прививают со школьных лет. Вот я и попытался повспоминать, о каких ратных подвигах мне рассказали детские книжки, изданные в Советском Союзе.

Давным-давно храбрые русские князья рубились с печенегами, половцами и прочими татарами; Олега укусила змея, Илья скрутил Соловья, дружина пирует на бреге. Невский выгнал Орден, а Донской - Орду. Потом ничего не происходило, пока Сусанин, Минин и Пожарский не дали по шее полякам. Гоголь писал о каких-то козаках-бульбах, но они в мою стройную систему русских военных побед не ложились. Дальше Петр прорубил окно и разбил шведов. Суворов успешно изводил турок и бегал по Альпам наперегонки с французами. Затем Кутузов, Давыдов и Василиса Кожина навешали Наполеону. Потом начались туманные, неопределенные конфликты: Лермонтов с какими-то горцами, Толстой в Севастополе, страшные среднеазиатские картинки Верещагина, освобожденные неизвестным образом болгары и не сдающийся «Варяг». А дальше уже Гражданская, Чапаев-Буденный, и некие белофинны, которые появились в единственной книжке - «Тимуре и его команде». И под конец - тонны однообразных текстов про ВОВ, про паренька-разведчика, про смелую пионерку, про воздушный таран, грудью на амбразуру и Егорова с Кантарией. Где-то всплывали японцы, но я не помню.

Сейчас наглядно видно, какие конфликты выпали из поля зрения детской литературы. Нетрудно сообразить, почему: поражения отметались сходу, а остальное требует комментария. Грозный брал Казань, Астрахань и Новгород - пойди объясни ребенку, на кой черт царь захватывал русские города. С Ливонией не задалось, Смута слишком смутная, с Польшей у Алексея Михайловича вышло неинтересно. Петр, конечно, воевал и на югах, да как-то бестолково. Бесконечные русско-турецкие однообразны, потому только Измаил. С Семилетней вообще не понятно - мы то за тех, то за других. Аустерлиц пропустим, чтобы не путали с Бородино. Завоевание Кавказа, Средней Азии и Сибири - это не войны, а мирное присоединение братских народов. В Первую мировую только и делали, что обнимались в окопах с немцами и западными славянами. А после 45-го мы и не воевали нигде, почитайте, дети, лучше про пограничников с собачками.

Интересно, сейчас корпус текстов для «детской истории» меняется? Ведь с развала СССР уже 18 лет прошло.

[identity profile] elvit.livejournal.com 2009-06-02 10:53 am (UTC)(link)
Тевтонцев и Александра Невского пропустили. ;-)

[identity profile] pegasoff.livejournal.com 2009-06-02 10:54 am (UTC)(link)
О черт! Как же я забыл про старину Эйзенштейна, любимый детский фильм! :)

[identity profile] elvit.livejournal.com 2009-06-02 03:28 pm (UTC)(link)
Nope. Книжки были детские. Вот не помню сейчас ни автора, ни названия, но зрительно восстанавливаются рисунки и схема свиньи на последней странице. :))

[identity profile] adrelian-gerd.livejournal.com 2009-06-02 11:12 am (UTC)(link)
Грозного не замять, он в "Иван Василич меняет профессию" был!!

[identity profile] pegasoff.livejournal.com 2009-06-02 11:19 am (UTC)(link)
Да, но он там не воевал. «Казань брал, Астрахань брал, Шпака - не брал». Ну и байка про «Кемску волость». Не считается всё это боевыми действиями. :)

[identity profile] velobos.livejournal.com 2009-06-02 12:08 pm (UTC)(link)
тем более этот фильм очень редко показывали по ТВ, там Савелий играть изволили.

[identity profile] midianin.livejournal.com 2009-06-02 12:24 pm (UTC)(link)
Я прошу прощения, до побега Савелия его не показывали вообще. По крайней мере, на моей памяти - все семидесятые и половину восьмидесятых.

[identity profile] velobos.livejournal.com 2009-06-02 01:11 pm (UTC)(link)
А в прокате в 1973 или когда снят - он же должен был идти? Я помню по какой-то книге, что это один из немногих советских кассовых фильмов, как и "Пираты ХХ вака".

[identity profile] pegasoff.livejournal.com 2009-06-02 01:15 pm (UTC)(link)
В СССР было до хрена кассовых фильмов, во многом - из-за небольшого выбора в кинотеатрах. Данные публиковали официально, в количестве зрителей (а не в долларах, как в США).

[identity profile] velobos.livejournal.com 2009-06-02 01:23 pm (UTC)(link)
В зрителях конечно считали. Если по официальному обменному курсу то у нас блокбастеры (сбор выше 100 млн) появились бы намного раньше :)

[identity profile] midianin.livejournal.com 2009-06-02 01:20 pm (UTC)(link)
В прокате шел, конечно.
Я не знаю, с чем это связано, но Гайдая по ТВ реально крутили без конца только три фильма: Кавказскую пленницу, Операцию "Ы" и "Деловые люди". "Бриллиантовую руку", "Ивана Василича", "Двенадцать стульев", "Не может быть" я только в конце восьмидесятых посмотрел. Даже "Самогонщиков" с "Песом Барбосом". И никакой острой сатирой на советскую действительность это не объяснить - скажем, "Не может быть" и "Двенадцать стульев" вполне фельетонны и про седую древность, т.е. наоборот очень в рамках тогдашнего мэйнстрима.

[identity profile] velobos.livejournal.com 2009-06-02 01:26 pm (UTC)(link)
Да, это странный какой-то перекос был., три фильма закрутили до лыр, а тех не показывали. Но я склонен связывать это с наличием/отсутствием в картине Савелия. Либо аналогичных персонажей.

[identity profile] pegasoff.livejournal.com 2009-06-02 01:27 pm (UTC)(link)
Да по-моему это постсоветский миф, что Гайдая по ящику не показывали.

[identity profile] velobos.livejournal.com 2009-06-02 02:20 pm (UTC)(link)
И да и нет и нет и да. "Джентельмены удачи" и "Иван Васильевич меняет профессию" по ТВ в 1980е не показывали потому что один из актёров (Савелий Крамаров) уехал в США. Это точно. Пострадали не только фильмы Гайдая, пострадали все фильмы где Крамаров участвовал - кроме единственного одного, гиперпатриотического-революционного, "и вдоль дорог мертвые с косами стоят", ("Неуловимые мстители"). Там Крамарова просто из титров убрали, а беляка такого полоумного-оголтелого оставили.

[identity profile] midianin.livejournal.com 2009-06-02 07:57 pm (UTC)(link)
В "Бриллиантовой руке" и "Самогонщиках" Савелия нет. "Джентльмены удачи" крутили достаточно часто. "Афоню" тоже показывали, "Большую перемену". То есть да, был какой-то момент, сразу после эмиграции Крамарова, когда его резали даже в титрах. Но это довольно быстро закончилось.

[identity profile] pegasoff.livejournal.com 2009-06-02 01:27 pm (UTC)(link)
Короче, чисто субъективно говоришь. Самогонщиков с Псом и Бриллиантовую руку я очень рано в детстве первый раз посмотрел, по ТВ.

[identity profile] velobos.livejournal.com 2009-06-02 02:23 pm (UTC)(link)
Чисто из интереса: может где-то есть база данных ТВ программ на десятилетия назад? Или какой-нибудь реестр фильмо, по какому каналу и когда показан. Забавно было бы узнать, сколько же раз балет "Лебединое озеро" показали.

[identity profile] pegasoff.livejournal.com 2009-06-02 03:14 pm (UTC)(link)
Реально легко проверяется по подшивкам газет. Но вряд ли кто этим занимался.

[identity profile] pegasoff.livejournal.com 2009-06-02 01:13 pm (UTC)(link)
Я в детстве (конец 80-х годов) смотрел этот фильм и по ТВ, и в нашем районном кинотеатре на детском же копеечном сеансе.

(Ответить) (Уровень выше)

[identity profile] midianin.livejournal.com 2009-06-02 01:22 pm (UTC)(link)
Ты мой коммент внимательно прочитал?
В конце восьмидесятых да, после перестройки, как подорванные начали крутить все гайдаевские фильмы, беспрестанно.

[identity profile] pegasoff.livejournal.com 2009-06-02 01:25 pm (UTC)(link)
Я знаю, что Гайдая не могли положить на полку. Для кинопроката все его комедии - это ж были беспроигрышные варианты и всегда живые деньги.

А про ТВ - тут хорошо бы еще мнения услышать. Я не помню, крутили ли его в начале 80-х активно. Точно, что иногда крутили, потому что некоторые фильмы я помню с очень раннего детства.

[identity profile] midianin.livejournal.com 2009-06-02 08:00 pm (UTC)(link)
На полку его никто не клал. Тред изначально идет о его показах по ТВ.

[identity profile] midianin.livejournal.com 2009-06-02 12:23 pm (UTC)(link)
Припоминается мне, что Казань и Астрахань при Грозном не были русскими городами.

[identity profile] pegasoff.livejournal.com 2009-06-02 01:17 pm (UTC)(link)
Да-да, они были татарскими. А Новгород, Тверь и Торжок он зачем брал? :)

[identity profile] midianin.livejournal.com 2009-06-02 01:25 pm (UTC)(link)
Я не спорю с очевидными фактами, я спорю с тем, что он в Астрахани соотечественников резал.
С Новгородом и Тверью я совершенно не спорю.

[identity profile] pegasoff.livejournal.com 2009-06-02 01:29 pm (UTC)(link)
ДетЯм же придется не только про Казань рассказывать. Да и в Казани - те же граждане Советского Союза, татары по национальности. А вовсе не шведы или фашисты какие.

[identity profile] dgared.livejournal.com 2009-06-02 07:47 pm (UTC)(link)
Сейчас детям ещё рассказывают, что в Казани было полно русских, которым Ванька Злобный тоже на фиг не сдался и они также защищали город. Но мало рассказывают и противоречиво.

[identity profile] midianin.livejournal.com 2009-06-02 08:02 pm (UTC)(link)
Ну, про татаро-монгольское иго это не мешало рассказывать с ужасом.

[identity profile] pegasoff.livejournal.com 2009-06-03 06:46 am (UTC)(link)
Так это были беломонголы, то есть плохие. По аналогии с белополяками, белофиннами и т.п.

[identity profile] midianin.livejournal.com 2009-06-03 09:52 am (UTC)(link)
Это были отчетливо ТАТАРО-МОНГОЛЫ. Предки граждан СССР и дружественного союзного государства. Про Белую Орду я вообще впервые в институте услышал.

[identity profile] pegasoff.livejournal.com 2009-06-03 09:55 am (UTC)(link)
Шуток вы не понимаете, Васисуалий.

[identity profile] midianin.livejournal.com 2009-06-05 06:36 am (UTC)(link)
Не собираюсь и в дальнейшем.

[identity profile] velobos.livejournal.com 2009-06-02 01:19 pm (UTC)(link)
Сейчас надо по кино смотреть наверное.

Впочем, я имел такой опыт поражть. На факультетет иностранных языков, люди вроде не глупые должны быть, но собственно история им как шла так и ехала, так что студентки 1-2 курса самое то, для стороннего изучения что знают об истории страны. Писали они сочинения на две странички "История России 19-20 века". Уже не помню, что за ляпы, но запомнилось, что некоторые из студентов, хотя и писали о крепостном праве и о революции 1917, не удосужились вспомнить войну 1941-1945 гг. Те, кто войну вспомнил, лучше бы и не вспоминали - то у них Гитлер "погиб от стыда в 1942 году потому что не смог взять Москву", то "Япония вмешалась и Сталину пришлось начинать войну с Германией".

[identity profile] pegasoff.livejournal.com 2009-06-02 01:22 pm (UTC)(link)
Я немножко в школе историю попреподавал, мне тоже сочинения писали. :) Еще проверял письменные доклады по истории у студентов, там бывало даже веселее.

[identity profile] yak-mike.livejournal.com 2009-06-02 03:38 pm (UTC)(link)
Я, конечно, не историк - так. любитель.
Однако есть неудобные для историков моменты - участие А.В.Суворова в подавлении польского восстания, Прутский поход Петра I, война с "белофиннами" (!) и договор Молотова-Риббентропа... Замучаешься перечислять. Куча эпизодов в истории России проговаривается этак невнятной скороговоркой.
Однако всё это не имеет никакого отношения к школьникам и студентам. Они действительно ничего по истории не знают. И преподаватели уныло бубнят скукоту, и учиться вообще западло. "Ботан" - это страшное оскорбление.

[identity profile] pegasoff.livejournal.com 2009-06-03 06:50 am (UTC)(link)
Суворов еще Пугачевский бунт подавлял, о чем школьные учебники умалчивали. Как и об отдельных сторонах его личной жизни, типа чрезмерного честолюбия, тяги к роскоши и т.п.

Да и про Петра недоговаривали: про Азовские походы, про воронежский флот...