pegasoff: (Default)
[personal profile] pegasoff
В комментариях ко вчерашней заметке о мировом кризисе и фантастике всплыли несколько интересных тем. Одна из них - про плохих и хороших редакторов. Неважно, что издательский дом печатает, периодику, худлит или что-то еще, суть редакторской работы от этого не меняется.

В комментариях высказывалось мнение, что издатель не отмечает и не поощряет хороших редакторов. То есть человек хорошо правит, причесывает тексты, добавляет им литературности - а издатель десять лет не повышал зарплату.

Свой взгляд на это я изложу подробней. Согласно словарным определениям, редактор - тот, кто правит текст. Но штука в том, что я человека, который умеет только править текст, на должность редактора не возьму. Хороший редактор должен это уметь, но также должен владеть еще двумя качествами.

Во-первых, он должен обладать умением обучать авторов, как писать (что писать, в каком ключе). У каждого издательства тут свои требования, зависящие от коммерческих потребностей. Способность внятно объяснить, что автору нужно переделать, входит в это умение. Во-вторых, он должен обладать умением искать перспективных авторов и привлекать их к сотрудничеству.

Думаю, можно говорить о трех рангах редакторов. Редактор III ранга умеет причесывать текст. Редактор II ранга умеет еще и работать с авторами. Редактор I ранга, помимо всего, умеет искать авторов.

Редакторов-внештатников, которые умеют работать только с текстом, а не с людьми, на рынке - пруд пруди. И почти все ищут или постоянную работу, или дополнительный заработок. Если вы редактор III ранга и вы недовольны своей зарплатой в N рублей, которую не повышали 10 лет, научитесь работе с авторами и получите II ранг. Редакторов в этом ранге на рынке труда уже намного меньше, зарплата может вырасти, скажем, до N*1,5 руб. Наконец, редакторов I ранга исчезающе мало, и все они, как правило, обеспечены хорошей постоянной работой. Умеете искать авторов - сможете претендовать на N*2 руб. и много больше. Работать с живыми людьми сложнее, чем с мертвым текстом, потому и оплачивается такой труд существенно выше.

Date: 2009-02-19 09:29 am (UTC)
From: [identity profile] bitutsky.livejournal.com
Ай, золотые слова!
А ещё я сплошь и рядом вижу, как люди(в том числе и в нашем сегменте обитания), получив от издателя полномочия составителя сборника, немедленно "из тех, кто был ничем становятся всем" и начинают с упоением самоудовлетворяться и наслаждаться властию над простолюдинами.
Вместо того, чтобы делом заниматься.
Увы, этой болезни лет столько же, сколько человечеству.

Date: 2009-02-19 09:36 am (UTC)
From: [identity profile] pegasoff.livejournal.com
Обычно предоставляют не одни только полномочия, но еще и обязанности, и ответственность.

Date: 2009-02-19 09:42 am (UTC)
From: [identity profile] bitutsky.livejournal.com
Конечно. Так и должно быть.
Но сорт "наместников", о котором я говорю, полномочия принимает и вовсю пользуется, а обязанности... а тем более ответственность...

Date: 2009-02-19 10:38 am (UTC)
From: [identity profile] bitutsky.livejournal.com
Я-то как раз читаю твои совершенно логичные мысли.
И вспоминаю насколько редки воплощения этих мыслей в реале.
Чиновников, глумящихся над посетителями во много раз больше. Если чиновник вымогает взятку, на него (хотя бы теоретически) можно пожаловаться. Но, если чиновник взятку не вымогает (боится или просто честный такой) а бескорыстно издевается над гражданами и наслаждается властью... И при этом соблюдает все внешние приличия... То на него нет управы даже теоретически.
Редакторская ниша, к большому сожалению, одно из таких местечек, которые предоставляют возможность абсолютно бесконтрольного злоупотребления полномочиями.
Другие две очевидные вакансии с такими же свойствами - это воспитатель в детском садике и вахтёр, куда на грошовую зарплату идут садисты-бессребренники.
Поэтому читаю твои слова и радуюсь, что есть обитаемые острова в северном ядовитом океане

Date: 2009-02-19 10:43 am (UTC)
From: [identity profile] pegasoff.livejournal.com
На каждого редактора найдется начальник, к которому можно апеллировать. Просто апеллировать тоже нужно уметь.

Date: 2009-02-19 09:34 am (UTC)
From: [identity profile] spali.livejournal.com
Боюсь, что редактору III ранга проще вычитать два текста и получить N*2 руб., чем париться и становиться редактором рангов I и II.

Date: 2009-02-19 09:38 am (UTC)
From: [identity profile] pegasoff.livejournal.com
Речь идет о месячном заработке, а не о штучной сдельной работе. А также - о карьерном росте редактора.

Можно набирать побольше текстов, но все равно есть предел: не больше, чем столько-то в месяц успеешь сделать. Оплата такого максимума и есть цифра N.

Date: 2009-02-19 09:42 am (UTC)
From: [identity profile] spali.livejournal.com
Тогда, пожалуй, ты прав.

Date: 2009-02-19 09:39 am (UTC)
From: [identity profile] bitutsky.livejournal.com
Не могу не процитировать восхитительное стихотворение одного из моих учителей-заозёрников Виталия Калашникова:

Жила-была изюминка, изюминка в стихах,
Поэт ей домик выстроил в строке о лопухах.
Но старый злой редактор не выносил стихи,
Сказал он: "Нужен трактор в строке про лопухи".
"Позвольте, эта строчка как раз для лопуха,
Для трактора есть поле или ВДНХ".
(А про себя подумал возвышенный поэт:
"Изюминку раздавит твой чертов драндулет").
Но старый злой редактор имел коварный ум,
Ему был нужен трактор, чтоб отобрать изюм.
Недаром ночью темной он изучил стихи
И мыслью вероломной обшарил лопухи.
И в них нашел он домик изюминки моей,
И выхватил он ломик и начал клясться ей:
"Изюминка, родная, зачем тебе поэт?
Ты здесь совсем одна, я искал тебя сто лет.
Тебя я завтра выну из мерзкого стиха,
А в строчку трактор вдвину на место лопуха".
Но кто не видит лунки под старческой губой,
Куда стекают слюнки полоской голубой?
И пусть редактор ломом ей стекла разбивал,
И пальцем загрязненным по стенам ковырял,
Она забилась в угол и плакала всю ночь,
И призывала друга, а друг не мог помочь.
Но утром он ворвался - блистательный поэт,
Надменно разрыдался и очень крикнул: "Нет!"
Тут разразилась битва - чудовищная сечь.
Блистала, словно бритва, отточенная речь.
(Ведь дрались не мечами редактор и поэт,
А дерзкими речами сражались десять лет).
Но вот добил злодея сжигающий глагол,
Злодей воскликнул "Где я?" - и грохнулся об пол.
Но отдал душу богу истерзанный поэт -
Он сил потратил много, когда он крикнул: "Нет!"
Осталась лишь изюминка, изюминка в стихах,
И ржавый трактор в мертвых редакторских руках
И вот за все за это, от женщин до коров,
Навидят все поэтов, а не редакторов.

Date: 2009-02-19 09:42 am (UTC)
From: [identity profile] pegasoff.livejournal.com
Да, стихи редактировать, пожалуй, сложнее, чем книжку из заклятых миров. :)

Date: 2009-02-19 09:39 am (UTC)
From: [identity profile] chert999.livejournal.com
вообще-то еще есть редакторы, которые умеют придумывать и осуществлять издательские проекты, привлекая к ним авторов и отвечая за все этапы производства. правильнее было бы их называть продюсерами, но в книжном деле этот термин не прижился. чаще их называют "ответственными редакторами", хотя и это не совсем то.

Date: 2009-02-19 09:42 am (UTC)
From: [identity profile] pegasoff.livejournal.com
Ну это, я считаю, уже не редакторы, а начальник. То есть главные редакторы, ответственные редакторы, руководители проектов и т.п.

Date: 2009-02-19 09:55 am (UTC)
From: [identity profile] chert999.livejournal.com
начальник, если в штате. а если редактор-составитель не в штате, а на договоре?

Date: 2009-02-19 10:02 am (UTC)
From: [identity profile] pegasoff.livejournal.com
Какая разница, это все равно другая ответственность - руководителя.

Date: 2009-02-19 10:08 am (UTC)
From: [identity profile] chert999.livejournal.com
другая ответственность - другие деньги. не знаю, как с этим сейчас, но лет 10-15 назад на зарплате такая ответственность практически не отражалась...)))

Date: 2012-10-27 09:09 pm (UTC)
From: [identity profile] marialexeeva.livejournal.com
И сейчас не особо :)

Date: 2009-02-19 09:49 am (UTC)
From: [identity profile] bitutsky.livejournal.com
Да это вообще сверхчеловеки какие-то, дружище! :)
А ещё был некто в радужном плаще и с метавизиркой через плечо, про которого написали "вначале было Слово"

Date: 2009-02-19 09:56 am (UTC)
From: [identity profile] chert999.livejournal.com
ты, эта, словами-то не бросайся... за такие слова и ответить-то, быть может, придется...)))

Date: 2009-02-19 10:13 am (UTC)
From: [identity profile] lightday.livejournal.com
Меняем слово "редактор" на "литагент" - и вуаля! :) Внезапно узнаем всю правду.

Date: 2009-02-19 10:18 am (UTC)
From: [identity profile] pegasoff.livejournal.com
Литагентства - это пока несложившийся в России вид бизнеса. А вот с редакторами всё понятно.

Date: 2009-02-19 10:22 am (UTC)
From: [identity profile] lightday.livejournal.com
Любой средней руки редактор в крупном изд-ве по сути еще и литагент, а литагент в конце концов вынужден становится редактором. Они как партия и Ленин - близнецы-братья.

Date: 2009-02-19 10:40 am (UTC)
From: [identity profile] pegasoff.livejournal.com
Некоторые при этом еще и писатели.

Date: 2009-02-19 10:24 am (UTC)
From: [identity profile] zurzmansor.livejournal.com
Коля, открою тебе большую тайну! В крупных издательствах штатные редакторы давно уже не правят текстов. Вообще (ну, если не желают тряхнуть стариной, или если не являются персональными редакторами какого-либо топ-автора).
Занимаются текстами внештатники по сдельным ставкам. А редакторы выполняют как-раз те функции, которые ты назвал дополнительными: они работают с авторами и ведут проекты.

Date: 2009-02-19 10:40 am (UTC)
From: [identity profile] pegasoff.livejournal.com
Так отлично, я к этому и вёл: как сделать карьеру, начиная от редактора III ранга.

Date: 2012-10-27 09:08 pm (UTC)
From: [identity profile] marialexeeva.livejournal.com
...однако сейчас авторы сами бегают за редакторами, уламывая их и соглашаясь на всякие уступки...

А кто должен повышать зарплату редактору, исходя из его "ранга"? Вот я, например, постоянно ищу как новых авторов, так и новые форматы, однако видимо, меня рассматривают просто как хорошего сотрудника, и зарплату я получаю ровно такую же, как и все остальные редакторы :)

Date: 2012-10-28 09:00 am (UTC)
From: [identity profile] pegasoff.livejournal.com
Может, вы не находите тех авторов, которые с коммерческой точки зрения, нужны издательству? Придумываете форматы, которые не имеют денежного выхода?

Date: 2012-10-28 09:22 am (UTC)
From: [identity profile] marialexeeva.livejournal.com
Я в журнале работаю, а тем немного другая схема :)

Profile

pegasoff: (Default)
pegasoff

December 2017

S M T W T F S
     12
3456 789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jun. 18th, 2025 10:59 am
Powered by Dreamwidth Studios